Главная » Статьи » Дворцово- парковый комплекс

Эпоха Ивана Лазаревича Лазарева
   
          Бурное строительство снова развернулось здесь лишь в 1780-ых годах, когда владельцем усадьбы стал знаменитый ювелир Иван Лазарев. Выходец из армянской семьи, он смог сделать головокружительную карьеру чиновника и предпринимателя, был известен как активный благотворитель. Надо отметить, что Иван Лазаревич, отнюдь не стесненный в средствах, не жалел денег на восстановление имения, приобретенного им в достаточно плачевном состоянии у наследников прежнего владельца. Своей задачей Иван Лазарев видел превращение Ропши в настоящий столичный пригород и для этого пригласил в свои владения команду известных специалистов.
        Перестройка дворца в популярном классическом стиле была доверена итальянскому архитектору Антонио Порто. Со своей задачей архитектор справился блестяще. Даже сейчас, по прошествии многих лет, дворцовый комплекс, пребывающий, к большому сожалению, в руинизированном состоянии, хранит следы былого великолепия. Главное здание представляет собой прекрасный образец усадебной постройки конца 18 века. Господский дом является прямоугольным в плане строением, с чётко выделенным центральным корпусом и двумя симметричными боковыми флигелями. В некотором отдалении от дворца возведен хозяйственно-жилой комплекс, состоящий из нескольких одноэтажных каменных флигелей.

Основная идея реконструкции состояла на этот раз в том, чтобы, сохранив удачно найденную ранее общую композицию ансамбля, решить весь комплекс в классическом стиле. Здание обрело торжественный вид, а большое открытое пространство перед дворцом, особо подчеркнуло его монументальность. По откосам террасы, на которой возвышается дворец, были пущены каменные лестницы, ведущие к самому гранитному цоколю, служащему своеобразным подием для главного здания. Для устройства этого цоколя и новой колоннады был заложен фундамент из булыжника, на котором возвели аркаду первого этажа, обработав ее рустом. На межарочные пилоны поставили гранитные цокольные тумбы кубической формы, а уже на них были установлены обновленные колонны с лепными капителями коринфского ордера. Они и сейчас поддерживают классический фронтон, увенчанный изящной круглой ротондой. Портик сильно выдвинут вперед из-за того, что значительно выступает за плоскость стен самая старая часть постройки - центральный корпус бывшего дома Головкина.

Простота и строгость свойственны противоположному дворцовому фасаду. Главный карниз, венчающий второй ярус здания, сильно вынесен вперед. Центральная часть фасада была подчеркнута рустовкой, (это вид декоративной отделки, имитирующий каменную кладку), и фронтоном с полуциркульным окном. По всей его длине расположены большие одинаковые прямоугольные окна с сандриками. Архитекторы называют так небольшие декоративные карнизы, подчеркивающие оконные проемы.

Отделка внутренних помещений дворца, к сожалению, практически не сохранилась, по отдельным её элементам можно судить о том, что она была достаточно проста, и, вместе с тем, весьма выразительна. Среди всех внутренних помещений особо примечателен был центральный парадный зал. На его стенах бледно-розового цвета выделялись стройные каннелированные пилястры (на них были прочерчены декоративные желобки). Прямо над входом размещались нарядные лепные украшения с аллегорическими фигурами, олицетворявшими виды искусств. Не менее примечателен был и Голубой зал, к которому вела главная двухпролетная лестница. 

В нем был устроен знаменитый качающийся пол. Когда во дворце устраивались балы, паркет тихонько покачивался под ногами вальсирующих пар в такт музыке. Каким образом было спроектировано это инженерное чудо, доподлинно неизвестно, а потому, остается лишь довериться свидетельствам современников. 

С именем Ивана Лазарева также связаны преобразования во внешнем облике парка. За Красносельской дорогой, напротив Нижнего сада и Ивановского пруда, находился пруд, который был вырыт в середине XVIII века. Он получил название «Артемьевский» в честь сына И.Л. Лазарева — Артемия Ивановича. Артемьевский пруд соединяется с источником Иордань и протоками с рекой Стрелкой, несущей свои воды на север, в Финский залив.

 Чтобы превратить свою резиденцию в блестящий столичный пригород, он приглашает команду известных специалистов. Инженер-гидравлик Григорий Энгельман, организовал здесь водную систему, пруды которой сообщались друг с другом, наполнялись речками и ручьями, через которые были перекинуты изящные мостики. Ансамбль создавался с искусным учётом особенностей местного рельефа и включал в себя сложнейшую гидротехническую систему. Вершиной всего замысла стал источник Иордань, находившийся на верхней точке ансамбля. Вода, спускаясь по каскадам, вливалась в канал, питающий всю водную систему нижних парков. Особенно знаменит среди всех Ропшинских каскадов и водопадов был каскад "Рушник", названный так потому, что вода в нём стекала вниз гладко и ровно, как полотно. 

Обильные источники чистой, быстро текущей воды Энгельман собрал в озеро, излучистые ручьи превратил в шумные водопады.  Искусственно созданные заводи, заливы, островки создавали впечатление естественного ландшафта дивной красоты. 

Ландшафтный дизайнер Томас Грей реконструировал парк, заменив регулярную планировку пейзажной. У дворца появились молодые дубовые, ясеневые, пихтовые и еловые рощицы, по берегам прудов – ивы, березы и ольха. Парк был обнесен оградой из туфа.

 

Так были созданы прекраснейшие ландшафты, которыми невозможно было не восхищаться. В парке, расположенном по берегам прудов, сохранились трехсотлетние дубы, двухсотлетние лиственницы и множество других старых деревьев. Здесь насчитывается свыше сорока разновидностей деревьев и кустарников.

Категория: Дворцово- парковый комплекс | Добавил: alex (16.06.2011)
Просмотров: 2270 | Теги: Григорий Энгельман, Ропшинский дворец, Антонио Порта, Томас Грей, Иван Лазарев | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Монтаж гипсокартона в Санкт-Петербурге
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]